8 (351) 236-58-00 info@ntcons.ru

8 (951) 437-34-17 ntcons

«Старики всегда советуют молодым экономить деньги. Это плохой совет. Не копите пятаки. Вкладывайте в себя. Я в жизни не сэкономил и доллара, пока не достиг сорока лет»

Генри Форд

Личный кабинет

Логин
Пароль
Войти

Новости законодательства

Новости налогового законодательства за ноябрь-декабрь 2014 г.

16.12.2014

1) С 01 января 2015 г. в России появится институт налогового мониторинга.

Федеральным закоконом от 4 ноября 2014 г. N 348-ФЗ внесены изменения в НК РФ, предусматривающие введение института налогового мониторинга. Между налогоплательщиками, удовлетворяющими определенным критериям, и налоговыми органами будут заключаться соглашения о расширенном информационном взаимодействии. В результате налоговые органы получат доступ к данным налогового и бухгалтерского учета налогоплательщика с целью контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов и сборов.

Законом выделяется 3 критерия для отбора налогоплательщиков: 

Первый — совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате в бюджетную систему за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении мониторинга, должна составлять не менее 300 млн руб. Это сумма без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу ТС.
Второй — суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за тот же год должен составлять не менее 3 млрд руб.
Третий — совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности на 31 декабря того же года должна составлять не менее 3 млрд руб.

Налогоплательщик при этом сможет обращаться в налоговый орган за его мотивированным мнением по неоднозначным вопросам налогообложения. Выполнение такого мотивированного мнения исключит вину налогоплательщика в нарушении налогового законодательства. Заявление представляется в налоговый орган по месту нахождения не позднее 1 июля. Проведение мониторинга начинается с 1 января соответствующего года и оканчивается 1 октября следующего.
В период действия соглашения будет ограничена возможность проведения выездных налоговых проверок.
Закон вступает в силу с 01 января 2015 г., но не ранее чем по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования.
В отношении участников консодированных групп положения о налоговом мониторинге применяются с 01 января 2016 г.

Подготовлено с использованием материалов ИА "ГАРАНТ"

2) Изменены некоторые процедуры налогового администрирования.

Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" пересмотрены процедуры налогового администрирования.

В частности, в НК РФ введена статья о личном кабинете налогоплательщика. Он размещается на сайте ФНС России и может быть использован для реализации налоговых прав и обязанностей. Гражданин вправе подать в налоговую уведомление о том, чтобы все необходимые документы передавались ему только через личный кабинет. Кроме того, он может воспользоваться данным ресурсом для отправки в инспекцию различных налоговых документов. Последние заверяются усиленной неквалифицированной электронной подписью.

Кроме того, отменен обязательный судебный порядок взыскания налогов на сумму до 5 млн руб. с организаций, которым открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства или в финансовых органах регионов (муниципалитетов).

Уточнены основания для признания налоговой недоимки безнадежной ко взысканию, а также порядок постановки на налоговый учет.

При рассмотрении материалов налоговой проверки теперь будут вести протокол.

ИП освобождены от обязанности самостоятельно исчислять земельный налог в отношении участков, используемых в предпринимательской деятельности, и представлять соответствующие декларации. Таким образом, ИП будут уплачивать этот налог так же, как и физлица (1 раз в год по налоговым уведомлениям).

Отдельные поправки касаются администрирования налога на имущество организаций.

Данные изменения вступают в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

Подготовлено с использованием материалов ИА "ГАРАНТ"

3) ФНС разъяснила, как распределить суммы НДС по общехозяйственным расходам, если налогоплательщик выполняет экспортные операции и операции на внутреннем рынке (Письмо Федеральной налоговой службы от 31 октября 2014 г. № ГД-4-3/22600@).

Даны разъяснения о порядке распределения сумм НДС, относящихся к общехозяйственным расходам, при совершении налогоплательщиком экспортных операций и операций на внутреннем рынке.

Если налогоплательщик осуществляет операции по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые НДС по ставкам как 18% (10%), так и 0%, то он должен обеспечить ведение раздельного учета сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым при выполнении таких операций.Поскольку нормами НК РФ порядок ведения такого раздельного учета не установлен, он разрабатывается налогоплательщиком самостоятельно и отражается в приказе об учетной политике.

Согласно правовой позиции судов налоговый орган должен обосновать правильность примененного им расчета при определении доли общехозяйственных расходов, относящихся к экспортным операциям.

Таким образом, налоговый орган при наличии у него безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что общехозяйственные расходы непосредственно связаны с производством и (или) реализацией экспортируемых товаров, может отнести эти расходы к экспортным операциям в доле, приходящейся на экспортированные товары

Подготовлено с использованием материалов ИА "ГАРАНТ"

4) Утрачивают силу прежние формы налоговых деклараций по ЕСХН и УСН

Приказом  Минфина России от 17 октября 2014 г. № 119н признаются утратившими силу приказы Минфина России, которыми утверждены формы декларации по ЕСХН и той, что заполняется в связи с применением УСН. Документы были изданы в 2009 г.

Отметим при этом, что приказом ФНС России от 28 июля 2014 г. N ММВ-7-3/384@ утверждена новая форма декларации по ЕСХН.

Новая форма декларации по УСН утверждена Приказом Федеральной налоговой службы от 4 июля 2014 г. № ММВ-7-3/352@ .Она содержит подробный алгоритм расчета авансовых платежей и позволяет учитывать их за отчетные периоды. В новой форме предусмотрены отдельные разделы для расчета и отражения сумм уплачиваемого налога (авансового платежа) при применении объекта налогообложения "доходы" и "доходы минус расходы". Введен новый раздел — отчет об использовании средств целевого назначения. Приведен порядок заполнения новой формы. Утвержден новый формат представления декларации по УСН в электронном виде.

Новые форма и формат применяются при подаче декларации по УСН с налогового периода 2014 г.

Подготовлено с использованием материалов ИА "ГАРАНТ"

5) Больше не применяется рекомендуемая ФНС форма заявления на получение патента 

Приказом ФНС России от 17 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/586@  рекомендуемая форма заявления ан получение патента N 26.5-1 (установлена приказом ФНС России от 14.12.2012 N ММВ-7-3/957@) утрачивает силу. Кроме того, расширен перечень оснований, по которым ИП может быть отказано в выдаче патента. Они указываются в соответствующем уведомлении ФНС России (форма N 26.5-2).

При этом следует отметить, что новая форма заявления пока не утверждена.

Подготовлено с использованием материалов ИА "ГАРАНТ"

6) Установлены коэффициенты-дефляторы по некоторым налогам на 2015 год (Приказ Министерства экономического развития РФ от 29 октября 2014 г. N 685 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2015 год")

В целях УСН и ПСН коэффициент-дефлятор составляет 1,147 (в 2014 г. — 1,067), для ЕНВД — 1,798 (вместо 1,672).
Кроме того, иностранцы, работающие по найму у физлиц на основании патента, перечисляют НДФЛ в виде фиксированных авансовых платежей (1000 руб. в месяц).
Последние подлежат индексации на коэффициент-дефлятор. Он установлен в размере 1,307 (ранее — 1,216).
Также установлен коэффициент-дефлятор для целей исчисления налога на имущество физлиц. Он равен 1,147.
Отметим также, что коэффициент-дефлятор учитывает изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в стране.

Подготовлено с использованием материалов ИА "ГАРАНТ"

7) Внесены изменения в НК РФ, направленные на деофшоризацию (Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ).

Поправки касаются налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций. Главная задача — создать действенный механизм пресечения использования низконалоговых юрисдикций для получения необоснованной налоговой выгоды.

К контролируемым иностранным компаниям отнесены иностранные организации, не признаваемые налоговыми резидентами России, и иностранные структуры без образования юрлица, которые контролируются российскими налоговыми резидентами.
Контролирующими лицами признаются физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации превышает 25% (до 2016 г. — 50%), а также лица с долей участия (для граждан — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) более 10%, если доля прямого и (или) косвенного участия всех налоговых резидентов России в этой организации превышает 50%.
Прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций или по НДФЛ за налоговый период, если она составила более 10 млн. руб. (за 2015 г. — 50 млн. руб., за 2016 г. — 30 млн. руб.).
Предусмотрены основания освобождения прибыли контролируемой иностранной компании от налогообложения. Например, если компания расположена в государстве, с которым у России имеется международной договор по вопросам налогообложения, и эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой иностранной организации составляет не менее 75% средневзвешенной ставки по налогу на прибыль организаций.

Контролирующие лица должны представлять в налоговые органы уведомления о своем участии в иностранных организациях, а также декларировать и подтверждать нераспределенную прибыль контролируемой иностранной компании.
Налог, исчисленный в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, уменьшается на налог, уплаченный в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранного государства.
Вводится понятие налогового резидентства организаций. Налоговыми резидентами России помимо юрлиц, образованных в соответствии с законодательством нашей страны, признаются организации, местом фактического управления которых является Россия. Причем иностранной организации дано право самостоятельно признать себя налоговым резидентом России, а также отказаться от этого статуса.
Предусматривается налоговая ответственность за неуплату (неполную уплату) контролирующим лицом налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании. При этом за деяния, связанные с неуплатой или неполной уплатой налога в результате невключения в налоговую базу в 2015-2017 гг. прибыли контролируемой иностранной компании, уголовная ответственность наступать не будет при условии полного возмещения ущерба, нанесенного бюджету.

Данные изменения вступают в силу с 1 января 2015 г. и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Подготовлено с использованием материалов ИА "ГАРАНТ"

8) Увеличена ставка НДФЛ при выплате дивидентов с 9% до 13% от организаций — резидентов РФ (Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ).

9) Утвержден новый формат заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и правила контроля такого заявления при его приеме в налоговом органе (Приказ Федеральной налоговой службы от 19 ноября 2014 г. № ММВ-7-6/590@).

Заявление представляется в налоговый орган по месту постановки на учет. Формат применяется в отношении заявлений, представляемых в налоговый орган, начиная с 01 января 2015 г. С той же даты приказ об утверждении прежних формата и правил утрачивает силу.

Подготовлено с использованием материалов ИА "ГАРАНТ"

10) ФНС даны разъяснения о предоставлении выписки из ЕГРЮЛ (Письмо Федеральной налоговой службы от 20 ноября 2014 г. № СА-4-14/23955 “О рассмотрении обращения”).

В случае направления выписки по почте она посылается на адрес юрлица, в отношении которого запрошена, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ. Также разъяснено, что заявителю предоставляется возможность выбрать заявку для получения детализированной информации по ее состоянию, в состав которой включается в том числе "Примечание". Реквизит "Примечание" заполняется, если заявитель указал, что получит выписку лично. Там указываются адрес и телефон регистрирующего органа, в котором можно получить выписку, и порядок ее предоставления; часы работы регистрирующего органа; дата, когда заявитель может забрать выписку. Если при подаче заявок указан способ представления "В бумажном виде по почте", то дата получения выписки не указывается.

Подготовлено с использованием материалов материалов ИА "ГАРАНТ"

11) Новое в оформлении счетов-фактур (Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. N 1279 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137").

Скорректирован порядок заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС.
Разрешено при реализации (приобретении) товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента) двум и более покупателям (у двух и более продавцов) в одном счете-фактуре указывать данные из счетов-фактур, выставленных покупателем (полученных от продавцов).
Таким образом, сокращено количество счетов-фактур, выставляемых при реализации (приобретении) товаров (работ, услуг), имущественных прав на основе договоров комиссии либо агентских договоров.
Кроме того, налогоплательщик вправе указывать в дополнительных строках и графах счета-фактуры дополнительную информацию, в т. ч. реквизиты первичного документа, при условии сохранения формы счета-фактуры.
Нововведения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Подготовлено с использование материалов ИА "ГАРАНТ"

12) ФНС даны разъяснения по учету при налогообложении прибыли кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности (Письмо Федеральной налоговой службы от 8 декабря 2014 г. № ГД-4-3/25307@ “О разъяснении налогового законодательства”). Отмечается, что такая прибыль учитывается в составе внереализационных доходов по данным инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководства организации в последний день года, в котором истекает срок исковой давности.

13) ФНС разъяснила спорные моменты об отражении начислений ЕНВД после снятия налогоплательщика с учета (Письмо Федеральной налоговой службы от 5 декабря 2014 г. № ГД-4-3/25259@).

При нарушении срока представления налогоплательщиком заявления налоговый орган снимает его с учета и направляет ему соответствующее уведомление не ранее последнего дня месяца, в котором подано указанное заявление. Датой снятия с учета в данном случае является последний день месяца, в котором представлено заявление.Никаких особенностей по срокам представления налоговой декларации по ЕНВД в случае прекращения налогоплательщиком деятельности и снятия с учета НК РФ не предусмотрено. Поэтому снятие налоговым органом с учета указанного налогоплательщика только на основании заявления является обоснованным.

Разъяснено, какие мероприятия проводят налоговые органы в случае снятия с учета организации (ИП) в связи с прекращением деятельности, облагаемой ЕНВД, переходом на иной режим налогообложения.

Подготовлено на основе материалов ИА "ГАРАНТ"

14) ФНС разъяснила, что поле "Грузоотправитель и его адрес" в товарной накладной ТОРГ-12 заполнять необязательно (Письмо ФНС России от 25.11.2014 г. №ЕД-4-15/24227@). 

По мнению ФНС России, обязательность заполнения поля "Грузоотправитель и его адрес" определяется лицом, оформляющим товарную накладную ТОРГ-12 (в том числе в электронном виде), самостоятельно, исходя из фактических обстоятельств отдельно взятого факта хозяйственной жизни этого лица.

Подготовлено с использованием материалов ИА "ГАРАНТ"